Симулятор предназначен для оценки потенциальных исходов будущих боёв, анализа результатов прошедших битв. Также симулятор используется для заточке (подгонки параметров) флота (чаще всего в дуэлях). Симулируется многосторонние бои, при этом вручную задаются отношения между сторонами (мир-мир, мир-война, война-война). В качестве результата выдаются вероятность победы для каждой из сторон, средние потери масс. Также можно посмотреть среднюю вероятность выживания в бою для каждой из групп.
   Открывается симулятор по нажатию на кнопку в панельке, или через меню Tools->Battle simulator. Также можно вызвать окно симулятора выбрав корабль (корабли) в списке групп, после чего нажав правую кнопку мышки, выбрать нужный пункт в контекстном меню.
   При этом можно прямо указать сторону (А, B, ... ), за которую будет воевать корабль (корабли), предоставить возможность выбрать сторону компьютеру. Также есть возможность сбросить всё состояние батл-симулятора (осторожнее, удаляется всё! :).
   Окно симулятора состоит из трех горизонтальных полос, разделенных сплитерами. Нижняя часть представляет собой обычный список кораблей на выбранной планете или по прочим условиям, с независимыми настройками. Верхняя показывает список кораблей, их параметров и шансы на выживание в будущей битве для выбранной стороны (или для всех сторон сразу, если ни одна из сторон не выбрана). Стороны представлены прямоугольниками в средней полосе. Прямоугольники нумеруются буквами латинского алфавита (A, B, C ...).

 Описание некоторых колонок верхнего раздела:

 В верхнем левом углу (квадратик) есть стандартное меню по подключение макросов и фильтров вызываемое по правой кнопке, и меню для задания кастомных колонок, вызываемое по левой кнопке (смотри лекцию по окну карты). Также можно включить расцветку кораблей по цветам рас. Колонки:

  • Owner - владелец корабля. Не влияет на результаты боя, служит исключительно как памятка, откуда взят корабль.
  • Count - число кораблей данного типа, участвующих в бою. 
  • Win - среднее число кораблей, выживающих в бою.
  • Name - наименование типа корабля.
  • Mass - суммарная масса кораблей данного типа, участвующих в бою
  • Survived - средней процент кораблей, выживающих в бою.  
  • Loses - средний процент кораблей, теряемый в бою.
  • Tech, Cargo, TTC - параметры кораблей. Можно оперативно изменять. 
  • InBattle - кнопочка, позволяющая оперативно включать/выключать корабль для расчета результатов боя.
  • Side - сторона, за которую выступает корабль.
   Для управления кораблями в данном разделе служит контекстное меню, вызываемое по правой кнопке мышки:

 Пункты меню:

  • New item - вводим новую группу кораблей. Полем Owner устанавливаем владельца, а с ним и автоматически подставляемые технологии корабля. Поле Name необязательно, но имеет смысл при большом числе вводимых новых кораблей.Поля Drives, Ammo, Weapons, Shields, Cargo, а также находящиеся чуть ниже поля технологий нужны для ввода параметров корабля. Поле Count используется для ввода числа кораблей в группе, Goods - для массы груза. В поле Mass можно посмотреть полученную суммарную массу группы.
  • Clone item(s) - копирует выбранную группу(ы) кораблей.
  • Delete item(s) - удаляет выбранную вами группу(ы) кораблей из симулятора.
  • Break item... - если в выбранной вами строчке число кораблей данного типа более 1, можно разделить данную группу на две.
  • Edit item... - позволяет редактировать параметры группы кораблей (меню аналогично вводу новой группы).
  • Remove all items - удаляет все корабли для выбранной стороны.
  • Use type as template for design - выбранный вами тип корабля копируется в дизайнер кораблей. Очень удобно при заточке кораблей.

   Также можно просто взять и перетащить нужную группу кораблей левой кнопкой мышки, выбрав их в верхнем разделе и отпустив на нужную сторону в среднем.

Возможности среднего раздела:

   Раздел содержит кнопку включения симуляции , при этом число внизу кнопки показывает число прогонов симулятора. Для обычного боя можно считать достаточным 10000 симуляций, для мега-боев (войны в партиях-гигантах, ресерчах) зачастую приходится ограничиваться 1000 прогонов. Старт-стоп симуляции осуществляется нажатием на кнопку. Также автоматический рестарт осуществляется при добавлении и изменении групп. По нажатию правой кнопке на "мозг" вызывается контекстное меню, в котором задается режим расчета: постоянный, с заданным числом симуляций, и пакетный. Последний режим мы рассмотрим в лекции по макросам.

    Контекстное меню, вызываемое нажатием правой кнопки мышки на пустом месте среднего раздела позволяет:

  • New side. Добавлять новую новую сторону. Удалить сторону можно через контекстное меню, вызываемого при нажатии правой кнопки на нужной стороне. В том же меню можно ввести текстовое описание стороны (Edit description)
  • Export. Экспортирует текущее состояние симулятора в файл форматов: BTL - файл для старого DOS-симулятора, GBT - GComm симулятор, TXT- простой текстовый формат. Внимание: при экспорте-импорте в форматах, отличных от оригинального ГВНГ теряются выставленные между сторонами отношения война-мир.
  • Import. Импортирует состояние симулятора из файлов вышеперечисленных форматов.
  • Clear all. Сбрасывает всё состояние батл-симулятора (осторожнее, удаляется всё!).

    Отношения сторон задаются в два этапа:

  1. Нажимаем на первой стороне левую кнопки мышки и тянем получающуюся линию на вторую сторону. Получаем простую красную линию, задающую отношение война-война.
  2. Нажатием левой кнопки мышки на любой линии можно менять ее статус: война-мир - красная стрелка, показывающая что мир стоит только у одной из указанных сторон (если стрелка указывает на сторону А, от стороны С, то у стороны А стоит мир стороне С, а у С стоит война к А), а также мир-мир, полоска означающая взаимный мир между сторонами. Идентична отсутствию любой линии.

    Рассмотрим простейший пример, две стороны, каждая состоит из перфотурели, тяжелого перфа и дронов. Состав можно посмотреть на картинке выше.

 Симуляция выдает примерно 50% для каждой из сторон, что вполне логично. Небольшая погрешность вполне возможна. Видно, что в случае успеха выживает 100 массы у победившей стороны. Логично предположить что это турель 15х5. Цвет полоски меняется от красного к зеленому в зависимости от шансов на победу конкретной стороны.

   Если взять, и уменьшить защиту турели так, чтобы ее смог пробивать перфоратор (не такая уж редкая ситуация), мы получим другой интересный результат: полоска с вероятностью победы разделилась на цветную и белую (которая занимает примерно пятую часть).

 Т.е. примерно в 39% выживают корабли одной стороны, в 39% - другой. А в оставшиеся 22% мы получаем ситуацию, когда выживают корабли и с той и с другой стороны. Единственная ситуация в нашем случае - это два тяжелых перфа с обеих сторон.